Описание работы бизнес-консультантов
    
  Проект был выполнен группой экспертов, включая бизнес-консультантов, маркетологов, финансовых консультантов, разработчиков CRM-системы. 
 
  Руководителем работ выступал директор по консалтингу ИНЭК, к.э.н. Котляр Заур Александрович, координатором - бизнес-консультант Алехнович Анастасия Олеговна. 
 
  Со стороны заказчика в подготовке технического задания, определении целей и задач проекта принимали участие собственники предприятия, топ-менеджеры и ведущие специалисты службы продаж. 
 
  Из специалистов и консультантов была создана временная рабочая группа по проекту. Создание рабочей группы уже на начальной стадии консалтинговых работ позволило выявить и снять внутренние противоречия между собственниками и руководством предприятия по вопросам, связанным с задачами консультантов и желаемыми конечными результатами проекта, а также существенно снизить степень закрытости и недоверия со стороны персонала предприятия. 
  
    Сложность проекта 
    
  Сложность проекта определялась, с одной стороны, спецификой предприятия, а с другой, особенностями проекта. К числу проблем, связанных с особенностями предприятия, влияющими на сложность бизнес-решений можно отнести: 
 
   
    - Широкий ассортимент выпускаемой продукции 
 
   
    - Технико-технологические ограничения, не позволяющие предприятию производить и продавать продукцию на самых прибыльных сегментах рынка 
 
   
    - Бюджетные ограничения. 
 
   
  
    Специфика проекта 
    
  Специфика проекта определялась комплексным характером решения задач, множественностью источников информации. 
 
  На первой стадии проекта было проведено обследование предприятия, которое носило комплексный характер и осуществлялось параллельно по нескольким направлениям: 
 
   
    - Формулировка миссии, видения, стратегических целей и задач развития предприятия с точки зрения его собственников 
 
   
    - Анализ показателей деятельности службы сбыта продаж в разрезе видов продукции, покупателей, региональных рынков, сезонов 
 
   
    - Диагностика существующих бизнес-процессов в службе сбыта "как есть" и оценка их соответствия стратегическим целям предприятия 
 
   
    - Диагностика состояния и уровня работы с клиентской базой 
 
   
    - Анализ наличия информации, необходимой для обоснования управленческих решений в сфере маркетинга и сбыта, а также для финансово-экономического планирования и анализа 
 
   
    - Диагностика существующей системы планирования и финансового анализа, а также бизнес-процессов по планированию "как есть" 
 
   
 
  Для проведения обследования использовались методы статистической обработки данных, интервью с руководителями и специалистами предприятия, анкетирование, моделирование бизнес-процессов в стандарте IDEF0, методы финансового анализа.
 
  Основные проблемы 
 
  В результате проведения диагностики предприятия были выявлены следующие основные проблемы: 
 
   
    - Отсутствие осознанных политик предприятия в отношении региональных рынков, ассортимента, цен на продукцию 
 
   
    - Отсутствие системы сбора необходимой информации о целевых рынках и их участниках 
 
   
    - Отсутствие формализованной системы сбора, хранения и анализа информации о покупателях продукции и других партнерах предприятия 
 
   
    - Неадекватность системы мотивации персонала службы сбыта общим целям предприятия и задачам службы 
 
   
    - Неэффективность имеющейся системы планирования/бюджетирования продаж и контроля результатов 
 
   
    - Отсутствие широкого спектра управленческой информации, необходимой для обоснования управленческих решений в сфере сбыта, а также для планирования/бюджетирования продаж, контроля результатов деятельности и бюджетного управления 
 
   
  
  Маркетинговое исследование 
 
  Параллельно обследованию предприятия проводилось маркетинговое исследование по следующим направлениям: 
 
   
    - Анализ конкурентов на основании отраслевых данных и экспертных оценок 
 
   
    - Анализ региональных рынков на основании статистических и демографических данных 
 
   
    - Анализ покупателей продукции на основе данных клиентской базы предприятия, информации, полученной выборочным анкетированием покупателей, экспертных оценок 
 
   
 
  Результаты маркетингового исследования были использованы как при разработке маркетинговой концепции предприятия (стадия проектирования бизнес-решений), так и для отработки технологий мониторинга рынка, изучения целевых сегментов и др. Эти технологии впоследствии были внедрены в практику работы маркетинговой службы предприятия-заказчика. 
  
    Разработка бизнес-решений 
    
  Разработка бизнес-решений осуществлялась параллельно по нескольким направлениям: 
 
  
  
    Для служб маркетинга и сбыта была разработана маркетинговая концепция, на основе которой строится работа всего предприятия и его структурных подразделений. 
    
  В маркетинговой концепции описаны маркетинговая стратегия предприятия, основные принципы маркетинга, целевые сегменты рынка предприятия (характеристика, география, виды маркетинговых стратегий), долгосрочные и краткосрочные маркетинговые цели и задачи в каждом из рыночных сегментов, сбытовые каналы, долгосрочные и краткосрочные маркетинговые цели и задачи в построении сбытовых каналов для продвижения продукции, приведена характеристика политик предприятия в сфере региональных рынков, ассортимента, цен. 
 
  Концепция была принята собственниками, руководством и сотрудниками предприятия. Она, прежде всего, помогла изменить общие установки персонала, создала единую базу для работы предприятия, заложила основу для понимания персоналом целей предприятия. 
 
  Помимо этого для служб маркетинга и сбыта была проведена частичная реструктуризация бизнес-процессов и их моделирование "как должно быть" в формате IDEF0, а также разработана программа перехода предприятия от состояния "как есть" в состояние "как должно быть", включая этапы, мероприятия, сроки, ресурсы, результаты, исполнителей. 
 
  Для регламентации деятельности служб маркетинга и сбыта в состоянии "как должно быть" был разработан комплект нормативных документов, включая Положения об отделах маркетинга и продаж, должностные инструкции специалистов отделов, квалификационные требования к специалистам, проект штатного расписания для этих служб. 
 
  Консультантами совместно с маркетологом и специалистом по рекламе заказчика была проведена адаптация необходимого набора методик исследования рынка для предприятия (составление выборок, проведение опросов, анкетирования и интервьюирования, определение рекламоносителей, анализ эффективности маркетинговых и рекламных усилий, составление отчетов). 
 
  Помимо этого для систематического сбора, хранения и анализа информации о покупателях продукции была рекомендована к внедрению CRM-система "ИНЭК-Партнер". Консультантами и разработчиками программного продукта была проведена его адаптация к специфике бизнес-процессов и новой организационной структуры предприятия-заказчика. Было определено количество необходимых рабочих мест, разграничены права доступа к информации, произведена настройка справочников и полей для хранения информации. 
  
    
Решения по постановке финансово-экономического планирования заключались в разработке индивидуальной компьютерной модели предприятия. При разработке модели использовалась методика моделирования компании "ИНЭК". Типовые решения были адаптированы к отраслевым и структурным особенностям предприятия-заказчика. 
    
  Модель позволяет оценить влияние управленческих решений, в том числе в сфере маркетинга и сбыта, на финансово-экономическое состояние предприятия. В частности, модель предназначена для обоснования таких решений как: 
 
   
    - Установление цен и скидок на продукцию предприятия 
 
   
    - Изменения ассортимента 
 
   
    - Изменение объемов продаж 
 
   
    - Изменение/поддержание необходимого уровня запасов готовой продукции 
 
   
    - Изменение условий расчетов покупателей за продукцию предприятия 
 
   
 
  Модель позволяет разработать бюджеты предприятия в целом и отдельных его служб, включая бюджет продаж, бюджет коммерческих затрат. 
 
  Для регламентации деятельности служб предприятия по финансово-экономическому планированию был разработан комплект нормативных документов, в частности регламент по планированию и анализу результатов деятельности. 
  
    
Решения по введению элементов управленческого учета разрабатывались по двум направлениям: 
    
   
    - Изменение внутренней учетной политики предприятия для информационного обеспечения управленческих решений в сфере маркетинга и сбыта, а также для проведения планирования/бюджетирования и оценки результатов деятельности предприятия и отдельных служб 
 
   
    - Разработка системы показателей оценки и стимулирования деятельности служб маркетинга и сбыта 
 
   
 
  По первому направлению были введены дополнительные аналитические счета учета для более детального отражения информации по отдельным объектам учета. Для информационного обеспечения процесса планирования и оценки результатов были установлены поставщики информации, форматы представления данных, периодичность, требования к предварительной обработке информации (агрегирование, распределение), ответственные лица. 
 
  По второму направлению были определены показатели оценки результатов деятельности служб маркетинга и сбыта и стимулирования персонала. Система показателей была увязана с маркетинговыми целями предприятия. 
 
  Перед началом внедрения предлагаемые бизнес-решения были обсуждены и получили одобрение собственников и топ-менеджеров предприятия. Процесс внедрения бизнес-решений был начат с заполнения вакансий, образовавшихся в службе маркетинга и сбыта в результате реструктуризации (частично - вследствие сокращения персонала, не соответствовавшего квалификационным требованиям). 
  
    Подбор кадров и обучение персонала 
    
  За подбором кадров последовало обучение персонала, осуществлявшееся по двум направлениям: 
 
   
    - Специалистов планово-экономических служб предприятия - технологии финансового планирования и использованию компьютерной модели предприятия 
 
   
    - Специалистов службы маркетинга и сбыта - новым технологиям работы и использованию CRM системы "ИНЭК-Партнер" 
 
   
 
  По завершении обучения консультанты в течение месяца осуществляли мониторинг деятельности служб предприятия, консультируя его специалистов. По истечении этого срока процесс внедрения был завершен. Сотрудничество с предприятием перешло в фазу сопровождения, включающего в себя: 
 
   
    - Консультирование специалистов по телефону в режиме "горячей линии" 
 
   
    - Один день в неделю - посещение предприятия и консультирование на месте, преимущественно, собственников и топ-менеджеров предприятия по вопросам контроля и оценки деятельности служб